Мария Митлянская: "РЕКОН" - самый увлекательный способ контактировать с историей. Этому событию нужен масштаб"

27.03.2024
Мария Митлянская: "РЕКОН" - самый увлекательный способ контактировать с историей. Этому событию нужен масштаб"
Боец ИСБ, гендиректор АНО "История моей страны" и автор проекта "Археономика" Мария Митлянская стала одним из почетных гостей фестиваля военно-исторического движения "РЕКОН". Мы узнали, почему реконструкция исторических событий важна с точки зрения культурного кода и касания с историческим моментом, в какой области уже сейчас могут дополнительно найти применение реконструкторы и, главное, как фестиваль может усилить направление, заданное президентом России Владимиром Путиным.

Боец ИСБ, гендиректор АНО "История моей страны" и автор проекта "Археономика" Мария Митлянская. Фото из личного архива
- Мария, расскажите, пожалуйста, как философ истории в вашем лице дошел до археологии и экономики?
- Видимо, речь идет про наш проект «Археономика», который вошел в перечень поручений президента РФ Владимира Путина. Меня привлекли к этой деятельности изначально как философа истории для того, чтобы мы все вместе с коллективом единомышленников могли порассуждать о том, каким образом стоило бы осмыслять историю сегодня и прямо сейчас в самом широком смысле этого слова. Как необходимо трансформировать взгляд гражданина на историю и наследие, чтобы это имело ясный и позитивный след в настоящем, повысило качество нашей жизни. Это, на мой взгляд, более, чем возможно. Среди моих знакомых есть бизнесмены, научные, государственные деятели, много прекрасных специалистов, которые помогли мне осознать простой, но важный факт, который ранее не попадал в фокус моего внимания: идеи сами по себе - это замечательно, но если они не сопровождаются выверенной структурой реализации, экономическим подходом, то у них нет будущего. Грубо говоря, где нет ресурса, там не будет результата. Наш проект “Археономика” рассматривает существующие инструменты и создаёт новые способы, как к осмыслению наследия можно привить экономический аспект: каким образом сделать актуальными исторические инициативы, которыми мы занимаемся, как их масштабировать. А еще проект о том, как актуализировать в умах нечто утраченное или просто подзабытое, но очень важное для нас сегодня, в том числе, через прямое включение исторических практик в повседневность граждан.
Повседневность - это, в том числе, и про знания на каждом шагу. Расскажите, где в России есть места, где уже сейчас, возможно, реализован пример взаимодействия истории с экономикой? 
Спасибо. Этим вопросом Вы дали мне шанс показать, что наши идеи жизнеспособны. Такие примеры, конечно, есть. Первый из них - это Коломна. Энтузиасты, создавшие этот продукт, продемонстрировали, что историческое наследие может быть интересным и привлекательным за счет применения в стратегии развития проекта адаптации языка истории на современный манер. Благодаря этому подходу, люди в народной одежде воспринимаются посетителями не как странные ряженые любители, а как интересный с точки зрения визуального и интеллектуального восприятия историко-культурный перформанс, который делает исконно русское понятнее и живее. За что им огромное спасибо. Второй пример - Генуэзская крепость в Крыму. Все события вокруг нее тоже инициируются частными предпринимателями, но, на мой взгляд, тоже довольно успешны. И таких примеров в России много. 

Чтобы место исторической силы заиграло, что для этого нужно сделать? Каких людей важно задействовать в этом контексте? 
Постараюсь объяснить на понятном примере: возьмем битву при Молодях, она же Молодинская битва. Мой самый любимый кейс, потому что это сражение, имевшее огромное значение для Руси, недооценено сегодня. Все помнят про подвиги русского защитника последних веков: про Сталинград, про битву подо Ржевом - это понятно, потому что это ближе к нам во времени. Но мыслить такими категориями - не совсем корректно. Потому что какая бы дальность времени до подлинного события ни была, оно, так или иначе, оставило след в жизни человека, живущего сегодня. Битва при Молодях - момент в истории Российского государства, когда удалось отстоять его независимость при Иване Грозном от крымского ханства: геополитическая значимость этой битвы колоссальна. Вернусь к вашему вопросу о том, что нужно сделать, чтобы место исторической силы набрало мощь и обладало экономическим потенциалом. Тут важно привести практический пример. Когда приезжаешь на запланированное к посещению место после длинной дороги, большинству всегда хочется не бежать и смотреть на достопримечательности, а подготовиться к тому, чтобы вобрать в себя впечатления. Это означает, что на этом месте должна быть подготовлена инфраструктура для туриста. По законам русского гостеприимства - это, в первую очередь, вкусная и доступная еда, безопасность и уют - гостиница или хостел, а еще сервис, то есть, четкое ощущение у посетителя, что его здесь ждали и сделают все для того, чтобы было комфортно. И вот представьте: вы приезжаете на историческое место, скажем, в село, близ которого проходила какая-то значительная битва, а там нет ни достаточной инфраструктуры, ни вспомогательных материалов, ни гидов, которые могут рассказать и погрузить в историю, показать важность этого места. В итоге, вы побродите среди бурьяна и уедете - на этом контакт с историческим местом будет завершен. Задачу, чтобы контакт в той точке истории был продолжительным и весомым, хочет решить, в том числе, «Археономика» - проект, который делает нашу историю впечатлением, переживанием, которое навсегда остается в памяти. Один из самых успешных инструментов привлечения туристов к историческим местам - проведение турниров по историческому бою, историческо-реконструкторских фестивалей. Активное, красивое, понятное действо. Поэтому я всячески ратую за то, чтобы турниры по историческому бою - не важно, Средневековье это или эпоха Ренессанса, - проходили рядом с историческими точками, рядом с культурными памятниками.
Мария Митлянская, клуб исторического средневекового боя (ИСБ) "Байард". Фото из личного архива
Мария Митлянская, клуб исторического средневекового боя (ИСБ) "Байард". Фото из личного архива
Мария Митлянская, клуб исторического средневекового боя (ИСБ) "Байард". Фото из личного архива
Любая деятельность в начале пути - это сложная и кропотливая работа. Скажите, пожалуйста, волонтеры и любители истории - как они могут быть вовлечены в эту работу? Или, например, возьмем военно-историческую реконструкцию - могут ли реконструкторы помочь в становлении объектов и привлечении к ним потока людей, которые смогут с их помощью заинтересоваться историей?
Конечно, это более, чем реально. Волонтеры и любители истории, включая военно-исторических реконструкторов, могут помочь государству и реализовывать таким образом свой собственный интерес в изучении исторических нюансов. Например, помочь в борьбе с черной археологией в том случае, если любители истории (мы говорим о любителях, а не о профессионалах) будут привлекаться в качестве волонтёров на раскопки под руководством опытных ученых. Волонтеры востребованы даже без базового образования. Они помогут сократить потери нашего археологического сообщества вследствие разрушительных действий черных копателей. Это один из примеров. Второй пример - это гражданская наука. Мы недавно провели спецпроект «Акселератор молодого лектора: энтузиасты истории», который «Археономика» проводит совместно с Московским городским отделением Российского общества «Знание» при поддержке НИУ ВШЭ и Российского военно-исторического общества. Проект для взрослых пользователей, которые хотели бы иметь возможность стать лектором по одной интересующей теме, связанной с их региональной историей - городом, селом, исторической личностью. Специфические навыки и знания сообщества исторической реконструкции могли бы стать мостиком для новых путей популяризации истории, особенно региональной, что очень важно. В целом, если регионы смогут работать с реконструкторами и преподносить историю их силами, это, в перспективе, сможет увеличить поток внутреннего туризма, открыть резервы культурного капитала. Усилия всех людей, которые любят историю, начиная от тех, кто создает свои мини-проекты, чтобы влиться в историческое движение, до тех, кто реализует крупные исторические фестивали, если их консолидировать в конкретных точках, выстроить их работу, методологически дать направления и структурировать их усилия, можно соединить в единый поток, создать особые экономические зоны, которые можно развивать именно за счет исторического туризма. Экономика наследия - это не фантазия. За рубежом есть целые города, существующие во многом за счёт индустрии исторических впечатлений. 

На фестивале «РЕКОН» вы увидели 30 клубов реконструкторов. Как вы считаете, насколько нужны подобные фестивали в современности? Чем их можно дополнить, чтобы они звучали в полную мощь?
Такие фестивали, конечно, нужны. Наши российские реконструкторы сердечно и кропотливо подходят к своему делу и настолько трепетно относятся к деталям, что их легко можно назвать профессионалами в изучении материальной (и не только) истории, хотя они, зачастую, не обладают официальными дипломами. Вот такой парадокс. История - это то, что формирует настоящее. Чем у нас яснее, объемнее и богаче представление не только об истории России, но и об истории России в мире, тем понятнее нам становятся процессы, которые происходят сегодня. История - это та призма, без которой полноценное осознание и планирование, что на уровне личности, что на уровне сообщества - невозможно. Такие мероприятия как “РЕКОН” нужно масштабировать, развивать и привлекать как можно больше представителей исторических клубов, увеличивать поток посетителей и зрителей. Обеспечить контакт россиян с живой историей важно в кратчайшие сроки. Историческое просвещение - одна из актуальных задач, важность которой неоднократно подчеркивал президент. В частности, собственным примером в интервью с Такером Карлсоном. Такие события, как "РЕКОН" - это небанальный и увлекательный способ контактировать с историческим наследием. Если задуматься, какие у нас вообще есть варианты взаимодействия с историей? Мы можем читать книги, можем слушать лекции умных людей со степенями, можем ходить в музей. Но посмотрите на подрастающее поколение - ходят ли они по собственной инициативе в музеи? Читают ли специальные книги? Какой-то процент, безусловно, да. Я тоже с удовольствием хожу в исторические музеи. Меня так воспитали родители, смогли мотивировать к самостоятельному изучению, донести важность и красоту наследия. Уровень мотивации и интереса к истории в семье у всех разный, важно предоставить разные инструменты для равных условий в погружение. 

Что сделать, чтобы такие мероприятия стали более яркими и мощными? Хотелось бы увидеть больше способов вовлечения зрителей в военно-историческую реконструкцию. Может, стоит делать больше мастер-классов? Или открытые тренировки на мягком снаряжении для подростков? Больше ярмарочного формата. Человек, который был вовлечен лично, смог подержать в руках клинок, слепить горшок, погладить боевую лошадь, попробовать средневековую кухню, с гораздо большим удовольствием понесет эти впечатления дальше, будет ими делиться.


- Увидев военно-историческое движение в действии, как вы считаете, можно ли его встроить в популяризацию историю и патриотическое воспитание в рамках «Археономики»?

- Да, мы стремимся к этому. Наша главная проблема, как и проблема других специфических отраслей - точки входа существуют и с ними можно работать, но люди не знают о них, нет выстроенной информационной стратегии. В целом, моя базовая идея заключалась в том, чтобы создать платформу, которая не будет просто дублировать все немногочисленные существующие ресурсы, а соберет воедино все хорошее и доступное простому обывателю, что в этой сфере есть. Вместе с этим плотно работать над привлечением пользователей с помощью перекрестного обмена информацией со специализированными пабликами в социальных сетях, с крупными образовательными порталами, заинтересованными сообществами.

Мария Митлянская с разведчиком, полковником Службы внешней разведки Андреем Безруковым. Фото из личного архива
На каком этапе развития сейчас находится «Археономика»? Чего не хватает? 
Проект набирает обороты, мы растем оптимальными для нас темпами. Меня привлекли из привычного академического мира, где действовали другие законы, ритмы и требовались иные навыки. Теперь мне нужно оперативно вбирать в себя знания из других областей, чтобы понимать совершенно иные сферы деятельности, разобраться, как развивать проект и выводить его на новую ступень узнаваемости. Благодарю ВШЭ, что направляют и всячески содействуют в развитии. 

Сергей Витальевич Уколов (лидер идеи по присвоению статуса спорта историческим боям на форуме “Сильные идеи для нового времени” 2024) предложил перед моим кабинетом в учебном кампусе поставить латные доспехи XV века, чтобы сразу привлекать студентов к нашей деятельности. Но пока привлекать студенчество рановато, моя главная задача, оценив имеющиеся  в обозримом будущем ресурсы, понять, чего не хватает и восполнить их. Первые достижения “Археономики” - с Агентством стратегических инициатив (АСИ), Фондом “Росконгресс” и ВЭБ.РФ провели конкурс российских молодых и растущих брендов. Высшая школа экономики совместно с Wildberries учредила по нашей инициативе номинацию «Наше наследие», где “Археономика” сыграла роль в формировании смыслового наполнения и отборе кандидатов. Номинация для тех, кто создаёт продукцию, которая помогает переосмыслить наши народные традиции или прочно связана корнями с местом происхождения. Реализуя в своих творениях культурное богатство этносов, населяющих Россию, они развивают "Археономику" как экономику наследия.

В число участников вошли как товары, несущие в себе частицу нашего прошлого (будь то игрушка, одежда или хлеб, выпекаемый по старинному рецепту), так и товары под брендами, зарегистрированными в качестве наименований мест происхождения товаров или географических указаний. В топ-3 номинации оказались Mother Russia - это бренд, который создает одежду с принтами по событиям российской истории. Они молодцы, наши глобальные цели совпали на 100%. Второе - это, как я уже говорила, мы завершаем лекторий по гражданской истории с обществом “Знание”. Третье - работаем над продуктом для цифровой поддержки школьного курса истории, чтобы школьники  погружались в предмет по своей воле, согласно устоявшимся привычкам. Четвертое, и немаловажное - это придание статуса официального вида спорта соревновательной дисциплине «Исторический бой» (ИСБ + HEMA). Я сама три года занимаюсь ИСБ, знаю многое изнутри и искренне хочу помочь получить этот статус, я знаю, что у нас есть шанс. Это даст огромный толчок развитию движения. К сожалению, сейчас занятость в проекте не позволяет мне выходить на ристалище ИСБ настолько часто, как это было раньше. Но мы это исправим.

Мария Митлянская с проректором ВШЭ Дмитрием Земцовым и многократным чемпионом мира в различных дисциплинах ИСБ Сергеем Уколовым на форуме "Сильные идеи для нового времени". Фото из личного архива
Мария, мы только что проговорили огромный объем всего, что нужно учитывать при развитии проекта. Что вас мотивирует во всей этой кипе знаний и действий? Как и откуда вы черпаете эту силу?
Развитие проекта - результат совместных действий большого количества человек. Я черпаю силу из отношения людей. Из сердечной и искренней готовности поддерживать не только словом и похлопыванием по плечу, но и делами. На данный момент реализацией проекта "Археономика" занимается автономная некоммерческая организация «История моей страны» - это молодая организация. Поэтому нам очень помогает искренний интерес и желание многих сотен людей, которые видят в этой идее перспективу и реализацию собственных чаяний. Эти люди, которые желают своей стране развития, которые, как и я, любят и понимают важность истории. Благодаря их поддержке и работе я могу сохранять баланс и решать параллельно ряд задач. Очень надеюсь, что ритм и объем нагрузки стабилизируется в ближайшее время и я смогу вернуться к тому количеству тренировок по ИСБ, которое позволит поддерживать и улучшать мою форму. У меня прекрасная команда девушек, оставлять их я не собираюсь, несмотря на мою изменяющуюся жизнь, и буду находить возможность поддерживать их деятельность, какой бы ни была моя занятость в различных проектах.

О том, как популяризировать историю в современном контексте
узнала Ольга Артеменко



Расскажите об этой новости